Об административной ответственности за распоряжение федеральной собственностью с нарушением закона

Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Новосибирской области разъясняет
Статья 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) устанавливает административную ответственность за распоряжение объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, без разрешения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти (ч. 1), и использование указанного объекта без надлежаще оформленных документов (ч. 2).

В силу ч. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) федеральной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 294 - 297 ГК РФ право распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности (нежилыми помещениями, зданиями, сооружениями), принадлежит собственнику имущества или с согласия собственника юридическому лицу, за которым это имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (в том числе по распоряжению), является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество).

Договор о распоряжении федеральным имуществом должен быть согласован с собственником имущества и соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).

Несоблюдение этих требований влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 7.24 КоАП РФ.

За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.24 КоАП РФ, должностным лицам назначается административное наказание в виде штрафа в размере от 4 до 5 тысяч рублей.

Несоблюдение порядка распоряжения объектом нежилого фонда обычно выражается в том, что лицо:
а) продает, обменивает, вносит в уставный капитал хозяйственного общества, сдает объект в аренду без согласия собственника;
б) предоставляет объект в аренду под видом совершения других сделок – хранения, оказания услуг по организации проведения выставок и т.п.

Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Нарушение порядка использования объекта нежилого фонда может выражаться в том, что лицо использует объект нежилого фонда:
а) без надлежаще оформленных документов (например, без письменного договора, согласованного с собственником имущества, в отсутствие государственной регистрации договора);
б) на основании письменного договора, но в отсутствие согласия собственника имущества;
в) с нарушением установленных норм и правил эксплуатации, содержания объектов нежилого фонда (они устанавливаются в актах соответствующих органов государственной власти и направлены на проведение своевременного и качественного ремонта, замену оборудования нежилых помещений и т.п.).

Заключению договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении федерального имущества, должна предшествовать процедура торгов (конкурса или аукциона).

Анализ судебной практики показывает, что юридические лица, владеющие федеральным имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в ряде случаев заключают договоры о распоряжении имуществом без согласия собственника и проведения публичных процедур.

Субъекты предпринимательской деятельности перед получением в пользование объектов нежилого фонда, находящихся в федеральной собственности, должны проявить надлежащую осмотрительность и убедиться в том, что заключают договоры с лицом, имеющим согласие собственника имущества на распоряжение им.

Обязанность по надлежащему заключению и оформлению договора в силу Гражданского кодекса Российской Федерации возложена на обе стороны договора.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.24 КоАП РФ, вправе возбудить только прокурор (ст. 28.4 КоАП РФ).

Рассмотрение таких дел, совершенных должностными лицами, а также гражданами, отнесено к подведомственности мировых судей.

Дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов (ч. 3 ст. 23.1 КоАП).
Опубликовано:30.08.2019